Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к дошкольному учреждению» Детский сад — это не только новое окружение, новая обстановка, новые люди. Это и первое расставание ребенка с близкими людьми, и, следовательно, первое большое испытание, которое он встретит самостоятельно. Малышу надо приспособиться к новому ритму и требованиям воспитателя. Чтобы стресс не был болезненным и не затянулся на долгие недели, необходимо разумная и последовательная помощь родителей. Как надо готовить ребенка к поступлению в детский сад 1. Свое решение о посещении детского сада сообщить ребенку с радостью, преподнести ему это как награду. 2. Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим. 3. Покупать вещи для детского сада вместе с ребенком. Заботиться о том, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь — на липучках или на молнии, 4. Заранее узнать режим дня в дошкольном учреждении и организовать, похожий режим дома. 5. Отправлять в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий. 6. Как можно раньше познакомить ребенка с детьми и воспитателями в детском саду, куда он скоро придет. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми. 7. Учить ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания. 8. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад. 9. Продумать, кто будет приводить и уводить ребенка. 10. Планировать свой отпуск так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим. 11. Накануне напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка. Литература: Терехина, О.А. Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению /О.А. Терехина, В.С. Богословская. – Мозырь: ООО ИД. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, НАЧАВШИМ ПОСЕЩАТЬ ДЕТСКИЙ САД 1. Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой. 2. Создавать для него спокойный климат в семье, уменьшить нагрузку на нервную систему. 3. На время прекратить походы в цирк, театр, гости. 4. Обеспечить в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду. 5. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы. 6. При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома, сразу обратиться к психологу и детскому врачу. КАК НЕ НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, НАЧАВШИМ ПОСЕЩАТЬ ДЕТСКИЙ САД 1. При ребенке плохо говорить о детском саде. 2. Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с дошкольным учреждением. 3. Угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи и непослушание, поздно забирать домой. 4. Водить ребенка в многолюдные места, резко менять на выходных его режим дня. 5. Ограничивать общение малыша с другими детьми. Литература: Терехина, О.А. Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению / О.А. Терехина, В.С. Богословская. – Мозырь: ООО ИД |
Консультация для родителей «Особенности привыкания ребенка к дошкольному учреждению» Привыкание большинства детей к дошкольному учреждению протекает достаточно болезненно. Лишь единицы быстро и беспроблемно входят в новую среду, принимают незнакомые условия и требования. Трудности обусловлены, прежде всего, тем, что в этот момент происходит серьезная перестройка всех отношений малыша с людьми, ломка привычных норм жизни. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего членами семьи. Приход в дошкольное учреждение означает, что ему предстоит стать членом нового для него детского коллектива, стать равным среди многих других детей. Пришедшему в дошкольное учреждение ребенку все непривычно: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество пока незнакомых детей, изменение бытовой обстановки, новый распорядок дня и т. д. С новыми детьми персонал учреждения тоже обращается отлично от того, как выстраивали до этого с ребенком отношения близкие. У ребенка возникает душевный и физический дискомфорт, появляются чувства беспокойства, одиночества, незащищенности. Именно эти чувства выводят малыша из равновесия, вызывая бурные реакции. Окружающие быстро замечают, что дети резко меняются: становятся беспокойными, плаксивыми, раздражительными, замкнутыми, с трудом отпускают от себя родителей, близких людей. Нередко смена условий сопровождается снижением речевой и игровой активности ребенка, ухудшением здоровья. Таким образом, от ребенка требуются большие усилия и умения биологически и социально адаптироваться. Понятие «биологическая адаптация» означает перестройку физиологических систем организма, обеспечивающую целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Еще в состоянии новорожденности ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, создаваемые семьей вскоре после рождения. Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Малышу предстоит привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменениям в питании. Способность изменять свое поведение в зависимости от новых социальных условий означает социальную адаптацию. Уже с момента рождения ребенок вступает в первые контакты со 2 взрослыми членами семьи, с детьми. Он усваивает первичные навыки общения с окружающими, у него происходит формирование элементарных трудовых навыков, ребенок включается в игровые ситуации. Осваивая нормы отношений между членами семьи, ребенок приобретает стереотипы поведения («хорошо — плохо», «правильно — неправильно», «можно — нельзя» и т. д.). Приход в дошкольное учреждение вызывает необходимость в изменении сложившихся до этого стереотипов поведения. Жизнь ребенка организуют уже другие взрослые, по новым правилам и режиму, к малышу начинают предъявлять новые требования, часть из которых отличается от предъявлявшихся ранее. Возникает острая необходимость быстро приспособиться к изменившимся условиям, требованиям, оценкам, выработать новые или перестроить имеющиеся привычки и формы поведения. Поскольку каждый ребенок уникален и неповторим, то существуют значительные отличия в адаптационных возможностях детей. Эти различия обусловлены наследственностью, спецификой развития в первые месяцы и годы жизни, характером семейной обстановки и многими другими причинами. Выявлены периоды наиболее трудного приспособления к изменениям в микросоциальной среде: в раннем детстве — это от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев, а также с 3 до 3,5 лет. Именно в первоначальный период привыкания к дошкольному учреждению различия проявляются особенно ярко. Специалисты выделяют три степени адаптации к микросоциальной среде. При легкой степени наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в снижении речевой активности ребенка, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита. Как правило, эти явления проходят в течение первых двух недель пребывания в дошкольном учреждении. Адаптация средней степени тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении, которые преодолеваются лишь к началу второго месяца пребывания в дошкольном учреждении. Симптомы: потеря сна на короткое время, нарушение речи, легкие заболевания продолжительностью до 7—10 дней, завершающиеся без осложнений, При тяжелой степени адаптации ребенок привыкает к дошкольному учреждению длительно и сложно, этот процесс может затянуться на месяцы. Тяжесть адаптации обусловлена частыми, повторяющимися заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с невротическим состоянием. Наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики ребенка. Когда адаптация оказывается неуспешной, то есть возникают те или иные нарушения, отклонения от нормы в психическом, физическом и психологическом развитии ребенка, есть основание говорить о дезадаптации. Причинами ее могут быть: 1. Личностные особенности ребенка: эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость; отсутствие умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками; соматическая ослабленность, нервнопсихические нарушения; особенности темперамента и т. д. 2. Личностные проблемы родителей: неразвитость самоконтроля, его слабость; конфликтность как черта характера; родительская незрелость; тревожность, эмоциональная неустойчивость. 3. Проблемы организационного характера: новый режим дня, большое количество детей в группе, незнакомые взрослые, новые требования, оценки. Достаточно сложно складывается ситуация, если имеют место вышеназванные причины. Их преодоление возможно при комплексном подходе: включенности всех участников адаптационного процесса, их согласованности, адекватной мотивированности, самоконтроля и пошагового контроля. Дезадаптация приводит к тому, что ребенок становится неуправляемым, отстает в развитии, быстро утомляется, нарушается в целом его психическое и физическое благополучие. Необходимо подчеркнуть, что наиболее подвержены дезадаптации ослабленные дети (например, часто болеющие). Очевидна зависимость здоровья и дезадаптации: успешно адаптирующийся ребенок — это, как правило, физически здоровый ребенок, и наоборот. Если не обеспечивать успешность привыкания ребенка к дошкольному учреждению, можно спровоцировать создание внутреннего конфликта, который, будучи недоступным для наблюдения, часто упускается взрослыми. И тогда психолого-педагогическая коррекция на более позднем этапе оказывается уже малоэффективной. Несвоевременное преодоление дезадаптации может иметь далеко идущие последствия для ребенка, например, может привести к интеллектуальному отставанию, к проблемам личностного развития в последующие периоды жизни. Литература: Терехина, О.А. Здравствуй, детский сад!: психологопедагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению / О.А. Терехина, В.С. Богословская. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. |